Вспомнил старую историю, времен горбачевской оттепели. Только-только начали создавать первые производственные кооперативы. В Киеве на то время их было аж три штуки. Кооператив «Лира» (производство народных музыкальных инструментов); кооператив «Кафе Кооператор» (общественное питание) и кооператив «Дизайн-сервис» (ремонт квартир).
Ваш покорный слуга был одним из создателей третьего кооператива. Мы с товарищем, еще до горбачевской оттепели зарабатывали себе на жизнь тем, что клеили обои. Впрочем, тогда слово «зарабатывали» было неприемлемо. Наш труд, согласно Уголовного кодекса Украины, подпадал под признаки уголовно-наказуемого деяния: «получение нетрудовых доходов». Нас вполне реально могли посадить в тюрьму за то, что мы работали. Веселое время было, но сейчас не об этом.
Хочу вернуться к кооперативу. Кооператив был зарегистрирован вначале при государственной фирме «Свитанок», потом при Киевском химико-фармацевтическом заводе им. Ломоносова. Любой кооператив должен был быть зарегистрирован при каком-то госпредприятии, так требовал закон.
Мы мотались по всем бескрайним просторам СССР, закупали обои для ремонтов квартир. Обои были дефицитом, а мы знали, где их можно достать. Это давало нам преимущества перед государственными РСУ. Кроме этого мы успешно сманивали высокой зарплатой хороших специалистов, да и сами обучали тех, кто желал хорошо заработать.
Немного о заработке. Неквалифицированные работники у нас получали по 30 рублей в день, то есть более 600 рублей в месяц. Это притом, что зарплата в 200 рублей считалась довольно неплохой. Квалифицированные клейщики обоев зарабатывали по 100 рублей в день и больше. При этом требования были жесткие. Работали в несколько раз быстрее, чем государственные РСУ, качество тоже соответствовало. Естественно не всем наши услуги были по карману, но в целом дела шли хорошо, кооператив развивался.
И самое главное – государство этому не мешало! Удивлены? Таки не мешало. Раз в квартал мы сдавали отчет. И не в налоговую, тогда этих рэкетиров еще не было. Отчет сдавали в РФО (районный финансовый отдел). Для справки в РФО Подольского района г.Киева было аж пять инспекторов, включая начальника РФО и его заместителя. И как-то справлялись. Не нужны были полчища «голодных налоговиков», не нужны были «боевики в масках» именуемые спецподразделениями физической защиты. Никого ни от кого не надо было защищать. Все было мирно и дружелюбно.
Оборот кооператива превышал 100 000 рублей в месяц, и мы наняли себе бухгалтера за 300 рублей в месяц. Наш бухгалтер тратил на подготовку и сдачу отчета ровно один день в месяц. Больше он ничего не делал. Мы наняли его не потому, что сами не могли подготовить отчет. Просто решили помочь товарищу – студенту экономисту. Отчет мог составить и ученик 5- го класса, изучивший основы арифметики. Ни о каком налоговом законодательстве речи не шло, его тогда просто не было. Отчет состоял из следующих граф:
1 – выручка от оказанных услуг;
2 – расходы на приобретение материалов, комплектующих и пр.;
3 – расходы на оплату услуг сторонних организаций (аренда, отопление, электроснабжение, транспортные и прочие услуги);
4 – средства, направленные в фонд развития кооператива;
5 – расходы на выплату заработной платы;
6 – доход ( стр 1 минус строки 2-5);
7 – сумма налога начисленного на доход кооператива (1,1% от стр.6);
8 – сумма налога начисленного на заработную плату (11% от стр. 5);
9 – сумма налога с бездетных (7% от стр.5, для бездетных работников).
И ВСЕ!
Инспектор мог попросить показать ему приходную, расходную книгу, или книгу по выплате заработной платы. Мог сверить сумму прихода с кассовыми чеками и закупочными актами. Мог этого и не делать. Под настроение. За год работы к нам в офис один раз наведалась проверка из КРУ Минфина, в количестве двух инспекторов. Проверили склад. Обнаружила излишки обоев. Удивились. Ведь обычно на складах обнаруживали недостачу. Решили этот странный факт в акте не фиксировать. Составили акт и уехали.
Не удивляйтесь, это не фантастика, так было. Работал себе кооператив. Около пятидесяти человек, работали, зарабатывали по тем временам очень хорошие деньги, обеспечивали себя и свои семьи. Платили налоги.
Повторюсь ТРИ НАЛОГА: налог на доход кооператива – 1,1% от дохода (выручка за вычетом расходов). Налог на заработную плату – 11% и еще 7% налог с бездетных.
И налогов, которые платил кооператив численностью 50 человек, хватало на выплату пенсий 100 пенсионерам.
Вопрос: КОМУ ОТ ЭТОГО БЫЛО ПЛОХО? КТО И ЗАЧЕМ ВСЕ ПОМЕНЯЛ?
з матеріалів http://abelkiev.blogspot.com